Софийский собор в Вологде
Адрес: улица Сергея Орлова, д. 15
Софи́йский собо́р, также известный как Собор Софии Премудрости Божией, представляет собой значимый памятник православной архитектуры, расположенный в сердце Вологды на территории Вологодского кремля. Строительство этого величественного храма было осуществлено по указу Ивана Грозного в период с 1568 по 1570 годы, и он является старейшим сохранившимся каменным зданием города. На протяжении долгих лет, с 1587 по 1923 год, Софийский собор служил кафедральным собором Вологодской епархии. В этот период, а именно с 1776 по 1938 г., его функции также исполнял тёплый Воскресенский собор. В стенах Софийского собора находятся захоронения вологодских архиереев, что придаёт этому месту особую духовную значимость. Особую историческую ценность представляют фрески XVII века, которые практически полностью сохранились до наших дней, а также великолепный иконостас первой половины XVIII века. Эти элементы делают Софийский собор уникальным памятником искусства и культуры.
Сегодня Софийский собор продолжает выполнять важные религиозные функции, являясь кафедральным собором Вологодской митрополии вместе с Воскресенским собором. Этот величественный храм остаётся символом духовного и культурного наследия Вологды, привлекая множество паломников и туристов, желающих прикоснуться к богатой истории и культурному наследию России.
История
В 1567 г., с началом строительства Вологодского кремля, планировалось создание нового кафедрального храма, чтобы заменить старый деревянный собор Воскресения, который находился за пределами нового центра города на Ленивой площадке. Возведение каменного Софийского собора началось в 1568 г. по приказу Ивана Грозного, который повелел возвести «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы внутри города у архиерейского дома». Согласно другим источникам, Архиерейский двор был перенесён уже к строящемуся собору. Археологические исследования 2000 г. подтвердили наличие построек этого периода в районе собора.
Архитектурным образцом для нового собора послужил Успенский собор в Москве, что подчёркивает желание Ивана Грозного создать аналог Московского кремля в своей северной резиденции. Царь лично следил за строительством и часто приезжал в Вологду, но в 1570 г., после завершения основных строительных работ, неожиданно покинул город, и строительство было заброшено.
Собор оставался недостроенным до 1587 г., когда при царе Фёдоре Иоанновиче его строительство возобновилось. Отделка была завершена частично: полностью был окончен южный придел, а основная часть храма достроена позже.
Южный придел был освящён в 1587 г. Антонием, епископом Вологодским и Великопермским, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, святого, в день памяти которого был крещён Иван Грозный. Этот придел находился в дьяконнике собора до капитального ремонта в 1848-1850 г.
В 1612 г., когда Вологда была захвачена польско-литовскими войсками и казаками, собор был разгромлен и пострадал от пожара: сгорели крыша и главы с крестами. После ухода захватчиков начались восстановительные работы. Иконостас был восстановлен, а богослужебные предметы временно взяты из других монастырей. В 1612-1613 г. собор был повторно освящён.
В 1639 г. Михаил Фёдорович пожертвовал медное паникадило, а позже в Архангельске были приобретены ещё три паникадила заграничного производства. В 1686-1688 г. при епископе Гаврииле собор был расписан артелью ярославских иконописцев под руководством Дмитрия Григорьева. В ходе росписи были расширены окна и расписаны откосы.
Собор подвергался разрушительным пожарам в 1698 и 1724 г. После пожара 1724 года в 1737-1744 г. был установлен новый пятиярусный иконостас, который сохранился до наших дней. До 1776 г., когда был построен тёплый Воскресенский собор, службы в Софийском соборе проходили круглый год.
При капитальном ремонте 1848-1851 годов к собору были пристроены каменные притворы, расширены оконные проёмы и покрашена крыша. В 1860-х годах вокруг собора была возведена каменная ограда.
Собор посещали императорские особы: Пётр I в 1724 году, Александр I в 1824 году, Александр II в 1858 г.
В 1923 г. собор был закрыт и передан краеведческому музею. Внутри собора разместилась экспозиция по истории религии и атеизма, включающая маятник Фуко, установленный в 1929 г. С 1935 года Софийский собор стал памятником федерального значения.
В 1966-1968 г. Всесоюзные научно-реставрационные мастерские под руководством архитектора В. С. Баниге провели реставрационные работы, вернувшие собору вид XVII века. Были установлены новые купола, восстановлены узкие окна, разобраны каменные притворы, а также проведены работы по закреплению старинной фресковой живописи под руководством Н. В. Перцева.
С 1999 по 2007 год была проведена комплексная реставрация собора. Сегодня Софийский собор находится в ведении Вологодского государственного музея-заповедника и открыт для посещения в летний период. В некоторые церковные праздники в соборе проводятся службы.
В июне 2007 г. в Софийском соборе торжественную литургию провёл Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Архитектура Софийского собора
Софийский собор представляет собой величественный шестистолпный пятикупольный храм прямоугольной формы, украшенный выступающими полукружиями трёх алтарных апсид. Собор впечатляет своими размерами: длина его стен составляет 38,5 метров, ширина — 25,6 метров, а общая высота достигает 59 метров. Стены собора выполнены из кирпича. В архитектурном плане Софийский собор повторяет облик Успенского собора Московского кремля, что подчёркивает его значимость и статус.
Внутреннее пространство
Внутреннее пространство храма делится столпами на три нефа, что придаёт ему строгость и гармоничность. Основные продольный и поперечные нефы отличаются большей шириной по сравнению с остальными. Центральная часть западного поперечного нефа перекрыта не крестовым, а коробовым сводом, который опирается на арки, расположенные ниже других подпружных арок.
Столпы собора имеют кресчатую форму и завершаются импостами, состоящими из двух полочек и четвёртого валика между ними. Основания четырёх западных столпов профилированы и напоминают аттические базы, тогда как восточная пара столпов баз не имеет. Барабаны глав и крестовые своды опираются на пониженные подпружные арки, переброшенные между столпами и стенами. Основания барабанов украшены карнизами в виде валика.
Освещение внутреннего пространства обеспечивается двумя ярусами узких окон в четверике, которые выполнены с воронками и не имеют профилировок. Все окна почти одинаковой ширины: в нижнем ярусе они высокие, а в верхнем — небольшие. Окна верхнего света расположены на большой высоте, что позволяет верхней части собора быть лучше освещённой, чем нижней. Дополнительный свет проникает через узкие окна барабанов и апсид.
Первоначальная кирпичная алтарная преграда, которая в настоящее время скрыта иконостасом XVIII века, выложена заподлицо с западными гранями восточной пары столпов. Это свидетельствует о строгом и продуманном подходе к архитектурному оформлению внутреннего пространства собора.
Входы, декор внешних стен, покрытие
Софийский собор имеет три входа: открытые порталы с севера и юга, а также большое сводчатое двухарочное крыльцо с западной стороны, украшенное белокаменной гирькой. Откосы порталов имеют профилированные базы и капители, а архивольты выполнены в килевидной форме. Прясла фасада собора сегментированы в соответствии с крестово-купольной структурой храма.
Декор внешних стен собора включает следующие элементы: простой по форме цоколь, образованный валиками и двумя уступами в нижней части. Между апсидами размещены полуколонки с простыми завершениями. Пилястры, поддерживающие закомарные завершения, снабжены импостами вместо капителей. Лопатки на стенах собора, соответствующие внутренним столпам, отсутствуют.
Покрытие собора выполнено в позакомарном стиле с волнистыми завершениями, что характерно для русской крестово-купольной архитектуры. Крыша собора перекрыта крестовыми сводами с подпружными арками и парусами. Храм венчают пять массивных световых барабанов с купольным перекрытием. Пучинистая форма куполов, относящаяся к XVII—XVIII векам, была предположительно изменена с шлемовидной формы. Однако исследования С. В. Заграевского показали, что луковичные купола были распространены в архитектуре Древней Руси с домонгольского периода. Кресты на соборе, установленные в конце XVII века, выполнены по образу крестов церкви Николы Явленного в Москве. На среднем кресте изображено Распятие, а на трёх верхних оконечностях каждого креста начертаны слова: «Царь Славы» и «ИиС ХС».
Пространственная ориентация собора
Ось «главный вход — алтарные апсиды» ориентирована на северо-северо-восток, что отличается от канонического восточного направления. Это может быть связано с ориентацией храма на восход солнца в день закладки или на праздник, которому он посвящён. Существует также версия, что Иван Грозный хотел, чтобы собор был обращён к реке, расположенной севернее. Из-за этого стены Вологодского кремля и Архиерейского двора, ориентированные на собор, имеют некорректные географические названия: северная стена называется восточной, западная — северной и так далее.
Композиция «Страшный суд»
Фреска «Страшный суд» в Софийском соборе Вологды является самой большой в России на эту тему, занимая около 400 квадратных метров. В христианстве догмат о всеобщем воскрешении и Судном дне является основополагающим. Верхнюю часть композиции занимает Вседержитель, восседающий на троне и творящий Суд. Ниже изображены сцены взвешивания грехов и добродетелей человеческой души. В левой части, во главе праведников, изображён апостол Пётр с ключом от дверей рая. Грешники, представленные иноверцами, восточными старцами и женщинами в ярких платьях, расположены справа. Внизу композиции, в правой части, изображён змей с фигурками пороков, грехов и пламени ада. В левой части ангелы трубят, призывая воды и земли отдать мертвецов на Суд. Ангелы изображены снизу, в ракурсах.
Фреска «Страшный суд», выполненная ярославскими мастерами, подчёркивает древнюю идею близости судного дня, осуждения нечестивых и воздаяния праведникам. Процесс оправдания человека становится центральным в этой теме.
Наличие композиции «Страшный суд» в росписи Софийского собора подчёркивает высокий иерархический статус храма и его значимость в духовной жизни.
Иконостас
Современный иконостас Софийского собора, третий по счёту, был создан в период с 1733 по 1741 г. До освящения главного престола в храме существовал придел Иоанна Предтечи, который функционировал с 1588 по 1850 г. Из иконостаса этого придела сохранилась икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1730-е г.), ныне находящаяся в местном ряду иконостаса у южной стены.
О первом иконостасе Софийского собора сведений не сохранилось. Второй иконостас, созданный в 1686—1695 годах, был выполнен по образцу иконостаса Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Он был украшен деревянными изображениями херувимов и серафимов, а иконы написаны вологодскими изографами. В результате пожара 1724 г. северная часть иконостаса была уничтожена.
Инициатором создания нового иконостаса стал епископ Павел. В 1737 г. монах польского происхождения Арсений Борщевский изготовил «тело» иконостаса, а иконы для него заказал епископ Амвросий Юшкевич. Вологодские мастера написали иконы местного ряда, кроме старых сохранившихся икон: «София Премудрость Божия Слова», «Спас Всемилостивый» и «Богоматерь Одигитрия». Позже иконы Софийского собора многократно обновлялись, самые значительные реставрации произошли в 1766 г. при епископе Иосифе Золотом и в 1848 г. ярославским иконописцем А. М. Колчиным.
В ходе реставрационных работ 1960—70-х г. с икон были удалены позднейшие наслоения, что позволило восстановить первоначальную лазурно-голубую окраску иконостаса.
Устройство иконостаса
Иконостас Софийского собора выполнен в стиле барокко и имеет пирамидальную форму с тремя выступающими вперёд пряслами. Он состоит из пяти ярусов, разделённых позолоченными резными карнизами и поясами, а иконы отделены золочёными каннелированными пилястрами. В иконостасе находится 64 иконы, из которых 54 написаны Максимом Искрицким, чья манера письма приближается к светской живописи.
Нижний местный ряд включает иконы: «Спас Всемилостивый с припадающими Корнилием Комельским, Димитрием Прилуцким, Зосимой и Савватием Соловецкими» (около 1657 года), «Богоматерь Одигитрия» (1641 год), «София Премудрость Божия Слова» (1618 год), «Успение» (XIX век), «Троица», «Сошествие во ад», «Три святителя», «Богоматерь на престоле (Премудрость созда себе дом)», «Преображение», «Николай Чудотворец», «Архангел Михаил», «Архидиакон Стефан», «Снятие со креста» и «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (все XVIII века). Царские врата, изготовленные в XIX веке, выполнены из бронзы или латуни с позолоченными деталями.
Храмовая икона «София Премудрость Божия Слова» была написана в 1618 г. вологодскими иконописцами Жданом Дементьевым и Василием Новгородцем.
Праздничный ряд включает иконы: «Рождество Богоматери», «Введение Богоматери во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Обрезание», «Богоявление», «Вход в Иерусалим», «Преображение», «Воскресение», «Вознесение Христово», «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение Богоматери».
В деисусном ряду центральное место занимает образ Христа Вседержителя на престоле, Ему предстоят Богоматерь, Иоанн Предтеча и апостолы Пётр, Павел, Иоанн Богослов, Симон, Иаков, Фома, Андрей, Варфоломей и Филипп, а также евангелисты Лука, Матфей, Марк.
Пророческий ряд представлен изображением Богоматери с Младенцем в окружении ангелов, а по сторонам пророки Соломон, Давид, Моисей, Захария, Исайя, Аарон, Иезекииль, Иеремия, Даниил и Гедеон.
Праотеческий ряд включает «Отечество» и восемь праотцев (Адам, Ной, Авраам, Иаков, Сиф, Енох, Авель и Лот). Завершается иконостас живописным «Распятием» с изображением Богоматери, Марии Магдалины, Лонгина Сотника и Иоанна Богослова.
Царское место и донаторское место
Во время реставрации 2003 г. в центральном портале, рядом с южным столпом, археологи обнаружили белокаменную кладку. Предполагается, что это фундамент Царского места, где царь находился во время богослужений. Подобные по расположению и качеству исполнения фундаменты есть только в Успенском соборе Московского кремля и в Софийском соборе Великого Новгорода.
В углублённой арке на северной стене жертвенника сохранилась фреска редкого сюжета — «Поминовение усопших». Под ней было обнаружено донаторское место, где предположительно должен быть погребён вкладчик храма, Иван Грозный.
Колокольня
Первая деревянная колокольня Софийского собора была построена в конце XVI века, но сгорела во время польско-шведской интервенции 22 сентября 1612 г. Новую деревянную колокольню возвели в 1620-х годах. Согласно писцовой книге 1627 г., она была восьмиугольной, с шатровым верхом, покрытым «чешуёй», имела «двои полати», три лестницы, часы и одиннадцать колоколов. Однако эта колокольня сгорела в 1636 г., и на её месте в 1642 г. построили третью деревянную колокольню.
В 1654—1659 годах деревянная колокольня была заменена каменной. Она представляла собой восьмиугольное столпообразное сооружение с шатровым каменным верхом, увенчанным небольшой главкой. Для строительства использовался камень от постройки кремля Ивана Грозного. В 1863 г. на колокольне насчитывалось 14 колоколов и часы. Колокольня Владимирских церквей сохранила облик прежней Софийской колокольни, построенной по её образу.
В 1860-х г. при епископе Вологодском Палладии шатровый верх и звон колокольни были сняты. В 1869—1870 г. на оставшемся нижнем ярусе высотой около 17 метров по проекту архитектора В. Н. Шильдкнехта была построена новая, более высокая колокольня в псевдоготическом стиле. С этого времени её высота составляет 78,5 метров, что делает её самой высокой в Вологодской епархии. В верхнем ярусе колокольни есть смотровая площадка, а венчает её позолоченный купол с крестом.
На Софийской колокольне установлены колокола, выполненные голландскими, русскими и немецкими мастерами XVII, XVIII и XIX веков. В 1701 г. на колокольне насчитывалось 22 колокола. В декабре 1871 г. на колокольне установили новые часы с четырьмя перечастными колоколами. Во время описания колоколов по всей России в 1701 г. для изъятия четверти «колокольной меди» на военные нужды, вместо софийских колоколов в Москву были отправлены два битых колокола, много меди разных сортов и олова. В благодарность Пётр I подарил вологжанам грамоту и в 1702 г. — два колокола, один из которых — моторинская «Большая лебедь». Всего на новой колокольне висело 26 колоколов. Все они, за исключением самого маленького, сохранились до наших дней. Колокола Софийского собора вновь используются с 1989 года.
Перестройки, утраты, реставрационные работы
Софийский собор восстанавливался в 1613–1616 годах после разрушительного пожара, произошедшего во время Вологодского разорения в сентябре 1612 г.
В 1688 г. собор был отремонтирован снаружи, на его главы установили ажурные железные кресты, выкованные мастером Ульяном Омельяновым по образцу знаменитой, но ныне утраченной церкви Николы Большого Креста на Ильинке в Москве. На среднем кресте изображено Распятие, а на трёх верхних оконечностях каждого креста в круглых клеймах прорезной вязью начертаны слова: «Царь Славы» (на вертикальной ветви), «ИС ХС» (на горизонтальных). Все кресты увенчаны изображениями корон.
После пожара 1698 г., который уничтожил кровлю и шлемовидные завершения глав, собор получил новые купола в форме луковиц, сохранившиеся и по сей день. Эта новация заметно изменила облик храма.
В XVIII–XIX веках собор окружили каменной оградой с высоким цоколем и кованой решёткой, позакомарное покрытие заменили на тяжеловесную четырёхскатную кровлю. В середине XIX века ко всем входам пристроили тамбуры в русско-византийском стиле, растесали некоторые окна, что сделало силуэт собора более приземистым. В 1765 г. поверх кирпичного пола, выложенного «ёлочкой», настелили пол из квадратных чугунных плит. На первой из двух чугунных плит, встроенных в стены собора по обе стороны южных дверей, написано: «1765 года сей чугунный пол сделан тщанием преосвященного Иосифа, епископа Вологодского и Белозерского», а на второй — «вкладом боголюбивых сего града граждан и других доброхотных дателей. Весу в нём 5497 пуд. Лит на Терменском железном заводе содержателя Фёдора Колесова». В 1929 году чугунный пол был заменён деревянным. Некоторые плитки чугунного пола сохранились на своих местах до сих пор и находятся на солее под иконостасом.
Иконы XVIII века в иконостасе собора многократно обновлялись, особенно в 1766 году устюжанином Е.П. Шушниных, в 1825 г. и в 1849–1850 г. ярославцем А.М. Колчиным. В 1849–1850 г. поля иконостаса были перекрашены из голубого в тёмно-зелёный цвет, а детали вновь позолочены калязинцем Г.И. Шишкиным.
В ходе ремонта 1848–1851 годов Предтеченский придел собора был упразднён.
В 1852 г. ярославский иконописец А.М. Колчин с артелью обновил стенопись, фактически написав новую поверх фресок масляными красками.
С 1959 по 1970 г. по проекту архитектора В.С. Баниге была проведена комплексная архитектурная реставрация собора. Удалены поздние пристройки к северному и южному входам и каменная ограда, восстановлено позакомарное покрытие собора и первоначальные размеры окон, восстановлен один упавший крест, главы и крыша обиты оцинкованным железом.
С 1962 по 1978 годы под руководством художника-реставратора Н.В. Перцева была проведена реставрация фресок собора и живописи иконостаса.
В 1979 г. впервые были проведены археологические исследования собора. Археолог Н.В. Гуслистов исследовал провалившиеся кирпичные склепы погребений архиереев, обнажившиеся вдоль южной стены после снятия песчаной подсыпки под демонтированным чугунным полом. Было исследовано восемь разрушенных и разграбленных склепов, собраны разрозненные костные останки и детали костюма и погребального инвентаря.
В 1998 году при обретении мощей святителя Антония археолог И.П. Кукушкин изучил его погребение у северной стены собора; останки святителя были перенесены в городскую церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе.
С 1999 по 2007 г. проводилась реставрация стен и кровли. Для обеспечения сохранности стенописи были проведены дренажные работы и нормализована температура и влажность с помощью устройства тёплого пола и регулируемой вентиляции подполья. В ходе этих работ в 2003 и 2004 г. были расчищены от земли и восстановлены кирпичные своды 12 склепов архиереев, а на новом полу в соборе установлены деревянные надгробия. Также археолог И.В. Папин обнаружил кирпичный склеп с погребением епископа Вологодского и Тотемского Израиля (Никулицкого, 1832–1894) в юго-западном углу собора. Это захоронение стало последним в истории собора.
В 2016–2017 г. на двух малых главах собора (юго-западной и северо-восточной) была полностью заменена деревянная опорная конструкция подкрестных столбов, произведена реставрация и установка крестов.
Во второй половине 2020-х г. планируется провести масштабные работы по реставрации стенописи и иконостаса.
События и лица, связанные с объектом
Софийский собор обладает мемориальной функцией благодаря упокоению в его стенах вологодских архиереев. Традиция началась в XVI веке с епископа Антония, который приказал перенести в Софийский собор из деревянной Воскресенской соборной церкви гроб с телом епископа Пермского и Вологодского Киприана. Киприан был перезахоронен у северной стены, рядом с северным входом. Вторым погребённым архиереем стал сам Антоний, скончавшийся 18 ноября 1587 года и почитающийся с XVII века как святитель Антоний Вологодский. К середине XIX века в соборе было двенадцать архиерейских захоронений, расположенных в кирпичных склепах вдоль северной и южной стен ниже уровня пола.
Архиепископы, погребённые вдоль северной стены (с востока на запад):
- Киприан, епископ Пермский и Вологодский (1547–1558, перезахоронен в 1587 г.);
- Святитель Антоний, епископ Вологодский и Великопермский (1585–1587, скончался 26 октября 1587 г.);
- Иоасаф II, архиепископ Вологодский и Великопермский (1603–1609, скончался 3 июня 1609 г.);
- Корнилий, архиепископ Вологодский и Великопермский (1620–1625, скончался 17 марта 1625 г.);
- Нектарий, архиепископ Вологодский и Великопермский (1613–1617, 1625–1626, скончался 3 июня 1626 г.).
Архиепископы, погребённые вдоль южной стены (с востока на запад):
- Гавриил (Кичигин), архиепископ Вологодский и Белозерский (1685–1707, скончался 30 марта 1707 г.);
- Павел, епископ Вологодский и Белозерский (1716–1725);
- Пимен II (Савелов), епископ Вологодский и Белозерский (1740–1753, скончался 26 мая 1753 г.);
- Серапион (Лятушевич), епископ Вологодский и Белозерский (1753–1761, скончался 22 апреля 1762 г.);
- Иосиф II (Золотой), епископ Вологодский и Белозерский (1761–1774, скончался 25 декабря 1774 г.);
- Ириней (Братанович), епископ Вологодский и Белозерский, затем Вологодский и Устюжский (1775–1796, скончался 23 апреля 1796 г.);
- Арсений (Тодорский), епископ Вологодский и Устюжский (1796–1802, скончался 15 июня 1802 г.).
Кроме этого, в юго-западном углу собора находится погребение епископа Вологодского и Тотемского Израиля (Никулицкого, правил в 1883–1894 г., скончался 23 апреля 1894 года).
22 сентября 1612 года, в ходе польско-шведской интервенции, Вологда была разграблена, и Софийский собор сильно пострадал от пожара. Восстановление собора велось с 1613 по 1616 годы, и в декабре 1613 года главный престол был вновь освящён, а Предтеченский придел – в июне 1614 года. В 1621–1622 г. был установлен новый иконостас.
Собор посещали императоры Пётр I, Александр I и Александр II.
Современные события и использование
14 августа 1923 года Софийский собор был передан общине обновленцев, а 18 марта 1924 г. окончательно закрыт и передан Вологодскому объединённому музею. В соборе прекратились богослужения, проводились экскурсии, и была создана экспозиция по истории религии и атеизма, включавшая маятник Фуко, установленный в 1929 году.
В 1941–1942 годах собор временно использовался как ветеринарный склад. В сентябре 1942 г. в нём вновь открылись экскурсии и выставка, посвящённая победам русского оружия. До 1997 года собор использовался только музеем и был открыт для посещений в тёплое время года, где проводились экскурсии и концерты камерной хоровой капеллы.
В 1988 году в соборе после долгого перерыва начались праздничные службы. В августе 1992 года впервые в истории Вологды и епархии в соборе состоялось патриаршее богослужение. В июне 2007 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вновь служил в обновлённом соборе. С 1997 г. собор используется совместно Вологодским государственным музеем-заповедником и Вологодской епархией Русской Православной Церкви. 15 октября 2014 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присвоил храму статус кафедрального собора. Летом 2018 года собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
9 сентября 1998 г. были обретены мощи святителя Антония и 26 сентября перенесены в действующую вологодскую церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе. С 4 декабря 2016 года мощи святителя Антония пребывают в Воскресенском кафедральном соборе, возвращённом Церкви.
В 2014–2015 годах был создан интернет-ресурс «Вологодский Софийский собор: виртуальная экспозиция», представляющий художественное и историческое наследие собора.