21 Марта 2024

Храм Константина и Елены в Вологде

Храм Святых Равноапостольных Константина и Елены, расположенный в Вологде, представляет собой значительный архитектурный памятник, датированный приблизительно 1690 годом. Этот храм относится к выдающимся объектам архитектуры XVII века и находится под федеральной охраной.

Режим работы, адрес и расписание богослужений в храме Константина и Елены:

Храм открыт для посетителей ежедневно с 8:00 до 18:00.

Адрес: 160035, Вологодская область, город Вологда, проспект Победы, 85

Храм Святых Константина и Елены в Вологде активно функционирует как место религиозного культа. Ежедневные богослужения начинаются с утренней литургии в 9:00 и вечерней службы в 17:00. С утра, с 9:00 до 12:00, проводятся различные религиозные обряды, включая молебны, панихиды, отпевания и крещения. Во вторник и среду в 12:00 часов верующие могут посетить молебен с акафистом. Кроме того, в канун религиозных праздников в 17:00 совершается всенощное бдение.

Как добраться:

История

История храма Святых равноапостольных царей Константина и Елены уходит корнями в XVII век. На месте первоначальной деревянной постройки, посвящённой Дмитрию Прилуцкому и основанной в 1503 г. после возвращения иконы Дмитрия Прилуцкого из похода Ивана III на татар, был возведён каменный храм. Считается, что деревянный храм мог быть связан также с походом Ивана Грозного на Казань.

Около 1690 г. на месте деревянного здания уже возвышалось каменное сооружение, возможно, созданное ярославскими мастерами в 1653 году. Новая церковь была освящена в честь Константина и Елены, а нижний храм был посвящён Дмитрию Прилуцкому.

Ежегодно 3 июня, в память о значимом событии, которое послужило началом истории храма, проходили торжественные литургии и крестный ход до Спасо-Прилуцкого монастыря. В конце XIX века здесь служил известный вологодский писатель и краевед отец Сергий (Непеин).

В 1997 г. храм был возвращён в ведение Русской православной церкви, что положило начало его восстановлению. Регулярные богослужения в нижнем храме возобновились в 1998 г., а с 2008 г. снова начала функционировать верхняя часть храма. Возрождение традиции крестных ходов стало важной вехой в его истории. В апреле 2008 г. на колокольню были установлены восемь новых колоколов, доставленных из Тутаева, что стало значимым событием для храма в новейшее время.

Описание

Храм Константина и Елены в Вологде выделяется своим уникальным архитектурным стилем, характерным для второй половины XVII века под влиянием московской архитектуры русского узорочья. Это здание представляет собой пример двух- и четырехстолпной архитектуры на подклете, выполненный в традициях пятиглавых храмов с колокольнями и включает тёплый храм на первом этаже и двухсветный холодный храм на втором. Среди аналогичных построек того времени можно выделить храмы Иоанна Златоуста (1664 год), Николы во Владычной слободе (1669 год), Андрея Первозванного во Фрязинове (1670 год), а также храм Николая на Горе "Золотые Кресты" начала XVIII века.

Этот тип архитектуры популярен был не только в Москве, но и в Ярославле и других городах. До конца XVII века русское барокко ещё не проникло в архитектуру Вологды, и стиль узорочья продолжал преобладать. Храм Константина и Елены остаётся единственным сохранившимся в Вологде памятником этой эпохи после разрушения других типичных объектов, таких как Вознесенский храм и Спасо-Всеградский собор, в конце 1920-х г.

Отличительной чертой храма является его сложная композиция, включая расписной перспективный портал верхней церкви, крыльцо с колоннами-бочками, гирьками и ползучей аркой. Элементы внешнего декора, такие как кокошники, полуколонки, слуховые окна шатра колокольни, являются типичными для узорочья. Ампирный купол над крыльцом является результатом позднейшей перестройки.

Основной кубический объем храма установлен на подклете. Фасады трехчастные, с пилястрами в виде строенных полуколонок-дудочек и оконными проемами, обрамленными наличниками с фронтонами в форме килевидных кокошников. С восточной стороны выдаются прямоугольная апсида верхнего храма и две полукруглые апсиды нижнего. С западной стороны располагается пристройка-паперть с лестницей-всходом. Четырехгранная апсида верхнего храма и паперть примерно равны по объему, что придаёт симметрию силуэту здания. К северо-западному углу паперти примыкает колокольня, дополняющая архитектурный ансамбль.

Архитектура

Архитектурный стиль церкви Константина и Елены в Вологде отражает влияние московской архитектурной традиции второй половины XVII века. Это здание представляет собой двухэтажную конструкцию с двух или четырехстолпным основанием, увенчанную пятью главами. Каждая из глав выполняет не только декоративную, но и функциональную роль, служа колокольней. Особенностью архитектуры является примыкающая к северо-западной стене шатровая колокольня, построенная одновременно с основным зданием.

Колокольня церкви состоит из трех ярусов восьмериков, верхний из которых служит звонницей. Это открытое пространство формируется за счет арок с килевидными завершениями, между которыми расположены простенки, украшенные тройными полуколонками. Венчает колокольню шатровой купол с небольшой главкой.

Важной религиозной реликвией храма является частица мощей Святой Татианы. Также в церкви хранятся иконы, включая святителя Луки Крымского и преподобного Феодосия Тотемского, которые содержат частицы мощей этих святых.

Внутри храма находился пятиуровневый иконостас, созданный в XVII веке и включающий в себя элементы из более ранней деревянной церкви. Среди сохраненных икон выделяются образ Спаса в силах, датированный XV веком, и изображение Николая Чудотворца. Сегодня этот иконостас является экспонатом Вологодского художественного музея-заповедника, где его можно увидеть и оценить во всей красе.

Древние иконы и иконостас

Иконостас верхнего храма Церкви Константина и Елены в Вологде был настоящим произведением искусства XVII века, объединяющим элементы старого и нового стиля. Верхние ярусы иконостаса украшены тонкими резными досками, которые, вероятно, были изготовлены одновременно со строительством храма, в то время как нижние ярусы дополнены барочными колонками позднего происхождения. В советское время, после закрытия храма, многие иконы были перенесены в Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ВГИАХМЗ), где они сохраняются до сих пор.

Одной из заметных особенностей иконостаса является интеграция образа Спаса в силах XV века, который ранее служил центральным элементом деисусного чина в предшествующем деревянном храме. В новом иконостасе этот образ занял место в местном ряду, добавляя историческую ценность и духовное значение композиции.

В притворе, перед входом в верхний храм, размещена икона Зосимы и Савватия, созданная в 1709 году вологодским иконописцем Иваном Григорьевым Марковым. Икона изображает вид Соловецкого монастыря и была создана по образцу гравюры 1699 года работы Василия Андреева. Эта работа демонстрирует уникальное сочетание иконописного мастерства и гравюрной техники того времени.

Из нижнего храма происходит икона Николая Чудотворца, датируемая первой половиной XV века. Эта икона, вероятно, написана местным мастером, находящимся под влиянием новгородской школы иконописи и частично адаптировавшим техники ростовских мастеров. Эта работа является важным свидетельством культурного и художественного взаимодействия различных региональных школ России в средневековый период.

Смотрите также

Скоро старт продаж объекта «Апартаменты по ул. Ленинградская 148»
Объект располагается в развивающемся районе города.
01 Июля 2023
Благоустройство на объекте
Начались работы по благоустройству на объекте «Любимый дом на Конева»
01 Августа 2023
С Днем Строителя
Примите поздравления с Днем строителя
11 Августа 2023
23 Августа 2023
Cтарт продаж нового объекта
Скоро старт продаж нового объекта «Любимый дом на Преминина».
01 Сентября 2023

Веб-форма не найдена.

Веб-форма не найдена.

Веб-форма не найдена.

Веб-форма не найдена.

До окончания льготной ипотеки

Подробнее
До окончания льготной ипотеки